Примеры успешной карьеры наших сотрудников
 
 
Представительство Colgate-Palmolive на eGraduate.ru: работа и стажировки в компании

Маркетинг бывает разным: классическим, торговым и… shopper

Алина Красновид,
eGraduate.ru

История успеха Марии Веретенниковой, Руководителя отдела торгового маркетинга Colgate-Palmolive

Мария Веретенникова, Руководитель отдела торгового маркетинга Colgate-Palmolive

Отдел маркетинга традиционно является самым популярным среди молодых специалистов, заинтересованных в работе в сфере FMCG, особенно направление бренд-менеджмента. При этом немногие знают, чем еще занимаются профессиональные маркетологи.

Чтобы подробнее рассказать о других направлениях современного маркетинга и карьерных возможностях в этой сфере, мы пригласили руководителя отдела торгового маркетинга компании Colgate-Palmolive — Марию Веретенникову. Во время встречи мы успели обсудить нетривиальный карьерный путь Марии, различия между направлениями в маркетинге и что значит быть лидером в Colgate-Palmolive.


Знакомство

eGraduate.ru: Мария, добрый день! Расскажите, пожалуйста, немного о себе. Как Вы пришли в компанию Colgate-Palmolive?

Мария Веретенникова: Добрый день. Я экономист по образованию и около 15 лет назад решила развиваться в маркетинге. Но карьера моя сложилась немного по-другому, чем я себе ранее представляла :) И за это я благодарна Colgate-Palmolive, так как компания предлагала мне очень разные и интересные возможности для развития в дополнение к классическому маркетингу. Сейчас я являюсь руководителем отдела торгового маркетинга.

В Colgate-Palmolive я пришла в 2002 году на позицию Координатора в отдел торгового маркетинга. Выбор сделала в пользу компании, потому что хотела работать в международной компании, в компании с глобальным опытом, с известными брендами, которые занимают лидирующие позиции на рынке. Также для меня было важно, чтобы работа была интересной и предоставляла возможности для развития. Colgate-Palmolive соответствовала всем этим требованиям, и за это время я ни разу не пожалела о своем выборе.


У Вас был какой-то опыт работы до того как Вы пришли в компанию?

Да, у меня был опыт работы в небольшой компании, которая занималась дистрибуцией. Я работала в направлении торгового маркетинга, и на тот момент это была очень малознакомая сфера для российского бизнеса.

Параллельно с работой я писала диплом на эту тему, поэтому мне было очень интересно. Фактически никаких научных работ и литературы по торговому маркетингу в России на тот момент не было, и мое исследование было, по сути, моим учебником, я создавала его для себя, и в дальнейшем он мне очень сильно помог. Во-первых, я систематизировала знания в этом направлении, все то немногое, что было на российском рынке, и то, что нашла в зарубежной практике. Во-вторых, в процессе подготовки диплома пришло понимание, что я хочу работать с крупными и известными брендами и в компании, где я могу учиться и развиваться.

Карьерный путь Марии в Colgate-Palmolive

Карьера

Мария, расскажите, пожалуйста, как строилась Ваша карьера в Colgate-Palmolive.

Могу сказать, что у меня была достаточно интересная карьера в Colgate-Palmolive. Я успела поработать в торговом маркетинге как в России, так и получить опыт работы в центральном подразделении Восточной Европы, посмотреть, как работают наши коллеги в других странах.

Также у меня был опыт работы с ритейлерами, я занимала позицию КАМ (Key Account Manager — менеджер по работе с основными клиентами). Я приобрела колоссальный опыт в умении вести переговоры, грамотно планировать встречи и добиваться нужного мне и компании результата.

После этого у меня появилась уникальная возможность создать и возглавить отдел shopper marketing. На тот момент это было абсолютно новое направление в Colgate-Palmolive и, на российском рынке в целом. Наверное, эта работа стала моим самым интересным, самым амбициозным, сложным и, вместе с тем, любимым проектом.

Теперь я вернулась в отдел торгового маркетинга, но уже в качестве его руководителя.

Мария, такая «извилистая карьера» — это в целом характерная черта Colgate-Palmolive или только Ваш индивидуальный пример?

Сложно сказать, все зависит от человека. Можно строить карьеру горизонтально и быть высококвалифицированным специалистом узкого профиля. Мне же интересно пробовать себя в новых направления и я считаю, что мне повезло: Colgate-Palmolive — это компания, которая дает человеку возможность развиваться там, где ему нравится. Если сотрудник открыт новым задачам, не боится сложностей, то Colgate-Palmolive поддерживает и поощряет такое развитие.

Мне это близко, я люблю новые проекты, мне нравится, что я не стою на месте, развиваюсь и с удовольствием берусь даже за чересчур сложные, на первый взгляд, задачи. Получая опыт работы в разных отделах, мне гораздо понятнее цели компании в общем и цели отдельных подразделений, как они взаимосвязаны между собой. Я могу смотреть на бизнес не в рамках одной функции, а в целом. Это мне помогает сейчас на позиции руководителя отдела.

Такой разный маркетинг

А в чем принципиальное различие между классическим маркетингом, торговым и shopper marketing?

Если говорить кратко, то классическим маркетингом чаще всего называют маркетинг, направленный на потребителя продукции, изучение и управление спросом на продукт, построение бренда.

Shopper marketing работает с покупателем, то есть непосредственно с тем человеком, который пришел в магазин за покупками и принимает решение у полки. В связи с тем, что почти 80% решений о покупке принимается именно у полки в магазине, понимание поведения покупателей становится ключевым.

Например, кто приходит за покупками в парфюмерный магазин? Это женщина, которая хочет купить себе что-то приятное, новое, она хочет побаловать себя и может потратить на это время. Для нее это развлечение, отдых. Она может около получаса выбирать гели для душа, выясняя, какие появились новинки на рынке, как они влияют на кожу, чем пахнут, какие используются ингредиенты и так далее.

В супермаркете поведение той же женщины будет другим. Сюда покупатели приходят чаще всего с семьей, делают покупки на несколько дней, им некогда рассматривать, искать и читать информацию. На выбор геля для душа та же женщина потратит ровно минуту времени, чтобы найти свой любимый бренд, запах, сравнить цены и купить для себя или мужа. Как раз понимание того, что хотят покупатели в каждом отдельном магазине, дает нам возможность сделать так, чтобы процесс покупки был более увлекательным, познавательным и чтобы в результате покупатели выбрали наш продукт и получили удовольствие от покупки. Это shopper marketing.

Торговый маркетинг работает над тем, чтобы продукция компании Colgate-Palmolive была интересна всем нашим торговым партнерам, дистрибьюторам, оптовикам, крупным сетям, а также маленьким торговым точкам на открытом рынке. Очевидно, что разные покупатели с индивидуальными потребностями приходят в разные магазины. Торговый маркетинг разрабатывает стратегии для разных типов торговых точек, и в каждом случае мы предлагаем специальные инструменты для того, чтобы наш продукт оказался на полке.

То есть цепочка складывается достаточно просто: для того чтобы потребитель мог использовать продукт, он сначала должен попасть на полки, потом его должен увидеть покупатель и купить :-)

А чем Вам больше всего запомнилась работа в направлении shopper marketing? Каких результатов вы добились?

Мне повезло, что я стояла у истоков этого проекта, руководство компании в меня поверило и назначило лидером команды и руководителем запуска этого направления в России. Сложность и интерес состояли в необходимости поменять стандартный подход к маркетингу и продажам во всей организации.

Необходимо было разработать новую стратегию и внедрить ее в уже существующие процессы. Это требовало больших усилий и глобального видения бизнеса, но сейчас я с гордостью могу сказать, что наша деятельность в этом направлении, работа каждого сотрудника в Colgate-Palmolive и общее понимание того, зачем мы это делали, привело к пониманию поведения покупателей, что отразилось на росте продаж и доли рынка.

Не жалели, что оставили это направление и вернулись в торговый маркетинг?

Если честно, не жалела, потому что теперь shopper marketing — это не функция в организации, это те знания, которыми обладает любой сотрудник нашей компании, некий mindset. На этапе, когда я перешла в другой отдел, большинство сотрудников уже понимали, зачем нужно быть ближе к покупателю, кто наш покупатель, и что мы можем сделать, чтобы он делал выбор в магазине в пользу наших брендов.

Лидеры Colgate-Palmolive

Мария, программа развития выпускников называется Be Leader in World of Care Colgate-Palmolive. Действительно ли для компании настолько важны лидерские качества, и в чем они выражаются?

На мой взгляд, лидер — это человек, к мнению которого прислушиваешься и решению которого доверяешь. Он может оценить компетенции, способности и опыт каждого члена команды и направить всех на достижение целей так, чтобы каждому было комфортно и интересно решать сложные задачи эффективно.

Как Вы считаете, лидер — это природное качество или этому можно научиться?

Мне кажется, что большинство людей по природе наделены лидерскими качествами, просто некоторые их в себе развивают, а другие — нет. Поэтому если человек ставит перед собой цель развить лидерские качества, которые в нем заложены, то он может это сделать, но только находясь в условиях, которые позволят это сделать и среди людей, которые помогут ему развиваться. Поэтому важно найти «свою» компанию, которая предоставит необходимые условия.

Заключение

Мария, в компании Colgate-Palmolive стремятся сохранять баланс рабочей и личной жизни. А чем Вы увлекаетесь, помимо работы?

У меня много увлечений, поэтому я работаю над тем, чтобы у меня оставалось свободное время. Я очень люблю спорт, обожаю море, горы, поэтому увлекаюсь лыжами и винд-серфингом. Люблю много путешествовать и стараюсь использовать любую возможность посмотреть новую страну, новый город. Очень люблю экспериментировать с кухней разных стран в компании любимых друзей!

Мария, большое спасибо! Желаем Вам дальнейших успехов!

На сегодняшний день Мария была переведена на позицию Менеджера по маркетингу категории товаров (Category Manager) в отделе Маркетинга, с чем мы ее поздравляем.

Теперь она отвечает за развитие бизнеса «Зубные Щетки и Ополаскиватели» в России.